Не прошло и двух лет с последнего моего похода на гору, которой я тогда дал название "Бесподобная". Относительно невысокая гора в пригороде небольшого города Учалы не имеет названия, но она ярко выделялась среди других гор, потому я дал имя этой пусть небольшой, но прекрасной горе. В прошлый поход я назвал гору "Бесподобной". Однако после этих выходных название горе я решил изменить и вот почему...
Совсем недавно я решил провести эксперимент и высадить в Башкирских лесостепях целый мешок семян такого дерева, как Клен. Скурпулезно зимой я собрал семена, хорошенько их просушил, чтобы не заплесневели, и вот мешок семян, в котором находилось около 10000 вертолетиков, был полностью готов к высадке. Но мало того. Я сделал рассаду 8 кленов. Эту рассаду я планировал высадить на холмах, чтобы потому семена с выросших деревьев ветром разносились далеко далеко. В торфяных горшочках семена не просто проросли, но и вполне себе начали расти. НА момент высадки деревьев размер самого большого ростка достигал 10 сантиметров.
И вот 10 июня Дамир меня отвез с Учалов до Шартымки, откуда я двинулся пешком в сторону горы ... нет, она уже не просто «Бесподобная», а полноценная гора «Кленовая».
Уже знакомый предлесок из мелких берез. В прошлый раз я тут собирал грибы. Сейчас же я ищу место для высадки первого ростка клена. Земля богато ухожена навозом пасущихся тут коров. Клен тут должен расти как на дрожжах. Место определено и торфяной горшок был тщательно закопан в сырую и хорошо удобренную землю.
Дальше была дорога в сторону горы. И весь свой путь к горе я шел и разбрасывал семена. Еще не бурно взошла трава, потому семена, разносимые сильным ветром, падали прямиком на землю. Пока сухую землю, но я знаю, что первый же дождь затопит эту степь и те семена, где рвется жизнь наружу, дадут свои ростки. А я уже знаю, что если из вертолетика полезет корень - его уже ничто не остановит, он будет грызть землю и камни, лишь бы выжить. Выращивая клены дома, я понял, что деревья, которые растут из семян, тоже очень хотят жить. В больших башкирских степях им есть где жить.
Перед горой начинаются небольшие холмы. Забравшись на несколько их них я пускал по ветру новые и новые пригорошни вертолетиков. С вершины невысоких холмов ветром их уносило за сотни метров от меня.
Вообще место тут интересное. Тут явно пасется скот ближайших деревень. Небольшой ручей пересекает поле. Видимо он несет воду с горы в сторону трассы. Этой водой кормится весь лес. Хороший вопрос - съест ли скотина ростки моего клена?Небольшие ростки березы говорят о том, что скот их не трогает. Я надеюсь, что и клены не тронут.
Мне очень нравится наблюдать за табунами лошадей. При подходе к горе один такой табун вышел ко мне из за небольшого холма. Вроде бы домашние животные повели себя достаточно пугливо, но, что бросилось в глаза, очень дисциплинировано. Одна лошадь, увидев меня, заржала, все остальные прекратили есть траву, и подошли к заржавшей лошади, остановились и все уставились на меня. На Вас смотрела когда-нибудь сотня лошадей? Я понимал, что они меня не съедят, но мне все равно стало не по себе. Я не стал их пугать и пошел немного в сторону. Увидев, что я не представляю угрозы, табун двинулся в обратном от меня направлении. Красивые все таки животные - лошади. Надо будет скормить яблоко как-нибудь.
Я дошел до подножья. Передо мной громоздились камни. Дорога пошла резко вверх. С моими 115 кг. весом подниматься в гору требовало больших усилий. Я шел и думал о людях, которые поднимались на Эверест ... я бы умер, не дошел бы ))).
Склон горы покрывал невысокий кустарник шиповника. В воздухе постоянно витал очень вкусный запах каких-то пряных трав. Огромное количество цветов покрывало землю. Чуть позднее тут будет много земляники. Может быть мы даже сюда приедем ее собирать.
Первую поляну, где мне дико захотелось бросить палатку, я встретил через час, после начала подъема. Высота была небольшая, но эти метры дались мне с большим трудом. Продираясь сквозь кустарник и камни, я терял силы. А самое главное ... как и в прошлом походе я резко почувствовал проблему наличия воды. Нет, в этот раз у меня вода была, но не много, потому ополоснуть лицо была непозволительная роскошь. Добравшись до первой поляны, где было место для палатки, я было решил, что именно тут и остановлюсь. Но немного отдохнув и поняв, что я иду с трассы всего лишь 2,5 часа, я поругал себя за слабость. Нельзя было останавливаться тут. В этот раз я хотел дойти до вершины, а до нее еще идти и идти.
Но именно на этой поляне я решил высадить оставшиеся торфяные горшки с кленом. Заглянув в мешок я с огорчением увидел, что из оставшихся 7 горшков уцелели лишь 4. Остальные не донес, ростки сломались. Но все равно я высадил все горшки в землю. Надеюсь, что корни, у которых ростки сломались, все равно дадут новые деревца.
Далее меня манила странная осиновая роща. На всем протяжении пешего похода я не видел нигде осин, а тут ... очень странное место. Нагромождение камней и болотистая осина. Тропа пошла резко вверх и буквально через несколько метров я наткнулся на высокий камень, который, как подсказывало мне зрение, был самой высокой точкой из всех, что я видел на протяжении маршрута. Вершина, решил я. Правда позднее я понял, что ошибся... Но в любом случае, я залез на этот камень и сделал самое высокое фото из всех.
Дальше мой путь пошел резко вниз. Я решил, что побывал на самой высокой точке Кленовой горы. Однако через пол час спуска слева от себя я обнаружил еще одну вершину, которая возвышалась надо мной не взятой высотой. Жаль, что я на нее не поднялся, хотя ... у меня бы не хватило сил и сюда я вернусь в следующий раз.
Солнце постепенно уходило за склон горы. Времени было всего 6 вечера, но сил уже не было вообще. Самое забавное - кончалась вода. Но это не пугало. В глубине рюкзака была скрыта литрушка пива и 8 сарделек... Это мой ужин. Сил не осталось ни на что.
Связь на горе оказалась хорошей. И интернет и мобильная. Разговаривать ни с кем не хотелось, а в интернете полазил. Пока люди спорили и ругались ... вокруг меня пели птички и гудели пчелы. Запах какого то растения был на пределе, так пахнут духи..жаль, что я так и не понял, что за растение издает этот аромат.
Время 19.30 и я засыпаю. Правда правда. Я залез в палатку, укутался в спальник и ушел в небытие. Помню, как много раз просыпался, смотрел время и снова засыпал. Потом просыпался и закутывался сильнее в спальник, температура резко упала. Тишина. Ночью тут замолкают даже птицы. У меня не было сил выползти из палатки и посмотреть звезды, а так хотелось....
Утром я проснулся рано. Уже в 6 утра я проснулся и понял, что уснуть не получится... холодища ... но спать уже никак. Вылазить из спальника не хотелось, но надо было идти дальше. Быстро оделся, вылез из палатки. Вокруг стояла легкая дымка тумана. Роса будет обильно...потом будет, а пока собираемся дальше. Через 5 часов Дамирка будет забирать меня от эстакады, а до нее еще надо дойти.
Спуск проходил быстрее, чем подъем. Через пол часа после того, как я пошел дальше - выпала роса. Как хорошо, что перед походом я купил себе новые берцы и обильно их смазал воском. Теперь эта обувь мне давала защиту от влаги, мои ноги были сухими. Еще через час я уже подошел к трассе. Хм, а в какой стороне эстакада?
Гугл карты на последнем издыхании батареи выплюнули мне информацию, что эстакада слева. 2 км по трассе. Вот блин... промахнулся. Но все равно я сбросил Дамирке смску, что меня можно забирать. Через 30 минут я был на месте. До приезда Дамира осталось ... 3 часа. Но именно тут я имел удовольствие взглянуть на гору издалека. До той, самой высокой вершины я не дошел... ну ничего, дойду, может быть даже этим летом.
О статье пишут: Вершина «Кленовой» горы. Небольшой поход выходного дня | Путешествия волонтера
О статье пишут: Поход на гору Кленувую, южная часть хребта Ирендык | Путешествия волонтера