Добровольчество: природа, концепция, философия

По определению, добровольческая деятельность - это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом.

В основе современной концептуальной и философской основы добровольчества лежат несколько основополагающих идей:

  • Добровольчество как социальное явление - это глубокая традиция многих цивилизаций и народов, корни которого исходят из социальной природы людей, их естественного желания откликаться на нужды других, объединять усилия для улучшения окружающей и своей собственной жизни.
  • Добровольчество как междисциплинарное универсальное явление возникает везде, когда в нем появляется социальная потребность. Добровольческая деятельность может приобретать характер от разовых общественно полезных действий до систематической деятельности в различных областях жизни общества. Во всем мире добровольцы - это люди, которые независимо от возраста, социального положения, должности, религиозных или политических убеждений, на основе своего осознанного выбора направляют свои усилия на улучшение жизни своих сообществ, осуществляют безвозмездно деятельность, приносящую пользу другим людям или обществу. Это проявляется в индивидуальной или коллективной гражданской активности, участии в работе неправительственных организаций, направленной на достижение тех целей, которые добровольцы считают важными для блага людей и общества.
  • «Добровольчество - это способ строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным совершать общественно полезные поступки; почувствовать моральное удовлетворение; почувствовать себя востребованным человеком (ответственным членом общества).
  • Добровольчество вносит общий дух и особый психологический смысл в жизнь любого сообщества, на местном уровне объединяет людей, укрепляет межличностные связи, помогает устранять противоречия, используя в качестве основы для взаимопонимания простые общечеловеческие ценности.

Быть добровольцем - это значит на основе свободы выбора, исключающей какое-либо принуждение, помогать отстаивать права граждан на достойную жизнь, помогать обществу в целом. Возможности для добровольческого труда разнообразны и многочисленны, дают шанс людям предпринять ту деятельность, которая для них интересна, приносит моральное удовлетворение себе и полезна другим.

Концепция добровольчества основывается на простой, но чрезвычайно важной идее о том, что в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как есть и люди, готовые откликнуться, прийти на помощь, делая это добровольно, не предполагая извлекать какую-либо выгоду для себя.

В любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, как и люди, которые готовы помочь.

Вторая концептуальная мысль, базирующаяся на исследовании мотивов, порождающих добровольческую активность, состоит в том, что добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получающих помощь добровольцев, как и для самих добровольцев. Реальное добровольческое служение способствует осознанию людьми, что участие в жизни и делах общества приносит не только пользу другим и обществу, но и удовлетворение самому добровольцу, перспективу личного совершенствования и самореализации.

Добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получающих помощь добровольцев, как и для тех, кто её оказывает (добровольцев)».

Одним из основополагающих принципов является признание того, что добровольчество, особенно в молодёжной среде, набирает силу (имеет тенденции к развитию) только в том случае, если добровольческая деятельность осуществляется людьми без каких-либо признаков принуждения, то есть является выражением доброй воли, основанной на свободном осознанном выборе.

Кумулятивный эффект. Общий результат добровольческой деятельности, складывающийся из отдельных усилий каждого добровольца, осуществляемых организованно или неформально на любом уровне (своего подъезда, двора, улицы, микрорайона, города или страны), является мощным общественным ресурсом для решения социальных проблем, улучшения качества жизни всего общества.

Мотивы. Существует множество мотивов, почему люди становятся добровольцами. Потенциально каждый человек индивидуален и может совершать добровольческие поступки на организованной или неформальной основе, независимо от своего социального положения, уровня дохода, национальности, места жительства, политических или религиозных убеждений.

По данным десятилетнего наблюдения (1981-1990) и исследования, проведённого Дэвидом Дж. Бейкер (Великобритания) в нескольких странах Европы и Северной Америке, среди основных мотивов участия в добровольчестве более половина респондентов указывали: чувство долга или моральная обязанность, желание внести свой вклад в жизнь родного города или местности, возможность приобретения новых навыков или полезного опыта, а также потребность делать что-то полезное в свободное время.

В основе желания заниматься добровольческим трудом исследователем были выделены три основных фактора:

  • Мотивы альтруизма, включающие чувство солидарности и идентификации себя с обездоленными и страдающими, а также желание дать надежду и достоинство людям, которым они требуются. Альтруистические мотивы в основном связаны с религиозными верованиями или моральными обязательствами.
  • Мотивы полезности, включающие возможность встречи с новыми людьми, приобретения новых навыков и интересное проведение досуга.
  • Мотивы долга и морального удовлетворения, включающие возможность вернуть долг обществу, выполнение работы, от которой невозможно отказаться, а также душевное удовлетворение, которое достигается в том числе и в результате должного выполнения обязанностей.

Исследование показало, что в Великобритании, Испании и, в особенности, в США добровольцы в большей степени выделяют мотивы альтруизма и общественного долга, в то время как в Скандинавских странах (особенно в Дании), Нидерландах и, в меньшей степени, в Италии подчёркиваются мотивы полезности. Примерно равное соотношение имеют эти мотивы в Германии, Бельгии и Северной Ирландии.

По данным других исследований среди причин участия в добровольческой деятельности, в качестве основных выдвигались иные мотивы. В частности, Кидд (Kidd) (1977) определил два основных мотива: внутренний и внешний. Шамбр (Chambre) (1987) выделил шесть независимых переменных, влияющих на мотивацию взрослых добровольцев, которые включают в себя: потерю занимаемого ранее положения, состояние здоровья, возрастные и социоэкономические индикаторы, демографию, социальную вовлечённость, проведение свободного времени и получение удовлетворения от жизни. Ислей (Isley) (1990) исследовал различие мотиваций новых и опытных добровольцев. Он определил девять категорий мотивов: приятное проведение времени и перемена ритма жизни, гуманитарные мотивы, идеалистические и духовные мотивы, другие идейные мотивы, личностные мотивы, финансовые мотивы, мотивы личностного развития, социальные мотивы и мотивы выхода из негативных состояний.

Краткий вывод. В процессе специальных научных исследований выявлено, что мотивы могут носить не только альтруистический или религиозный характер, но и могут являться ответом на другие потребности человека (например, обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сделать что-то новое, строить социальные отношения, многое другое). Кроме того, медицинские исследования (США) позволили сделать вывод о том, что добровольческая деятельность, сфокусированная на нуждах других людей, а не на собственных проблемах, полезна для здоровья человека. Об исследованиях мотивов российских добровольцев представлено далее.

Философия добровольчества, которую на основе обобщения концептуальных подходов определим как систему взглядов на добровольчество, его роль для человека и общества, базируется на том, что люди, побуждаемые желанием совершить что-то общественно полезное, трансформируют своё стремление в позитивное действие, направленное на достижение желаемой цели, приносящее пользу другим людям или обществу в целом. В конечном итоге неисчислимое количество личностных или коллективных добровольческих поступков, дел, включая самые маленькие, даже незаметные, сложенные вместе дают тот суммарный (кумулятивный) эффект, который и определяет состояние духовного развития общества, способствует повышению качества жизни людей. Это подтверждено мировым опытом и, прежде всего, практикой стран, правительства которых, понимая сущность этого простого принципа, инвестируют в развитие и стимулирование добровольческого участия людей в решении насущных социальных проблем, тем самым официально признавая на самом высшем уровне власти социально значимую роль добровольческих усилий как важнейшего ресурса для социально-экономического роста общества.

Попытка более глубокого осмысления философии добровольчества обращает нас к философам античности и современным классикам философской мысли, оставившим миру философский подход обосновывающий систему важнейших общечеловеческих ценностей, характеризующих личность с точки зрения способности человека жить в человеческом сообществе, строить гармонические отношения с другими людьми.1 В воззрениях древнегреческих философов, в частности, Аристотеля, провозгласившего идею свободы выбора, получивших дальнейшее развитие в трудах немецких философов Канта (учение о доброй воле и о человеке как высшей ценности в мире), Гегеля (учение о свободной воле). Именно в этих неиссякаемых источниках мировой философской мысли, представляется, мы можем найти обоснование, которое подведёт к более глубокому пониманию сущностного смысла содержания поистине универсального общечеловеческого феномена и философии добровольчества. Концептуальное развитие на основе глубокого осмысления философии добровольчества позволяет нам прийти к выводам о том, что именно добровольчество - это фундаментальный феномен, имеющий одинаковую ценность для каждого человека, каждого народа, каждой страны, позволяющий перевести идеи величайших мыслителей в практическое воплощение, в жизненную реальность.

Опираясь на фундаментальные философские труды, в приложении к современным характеристикам добровольческой деятельности как общественно полезной безвозмездной деятельности, осуществляемой людьми индивидуально или коллективно, на основе свободного и осознанного выбора на пользу другим людям или обществу в целом, прежде всего, прослеживаем фундаментальную связь современных понятий и философских представлений.

По определению Генерального секретаря Организации Объединённых Наций Кофи Аннана добровольчество является «и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь - все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: «мы есть то, что мы даём другим».

Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ

Добавить комментарий

Войти с помощью: