Проект «Молодежное добровольческое агентство» (создание и функционирование молодёжных добровольческих агентств (МДА) в образовательных учреждениях) направлен на системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях и является компонентом Программы «Обучение служением. Российская модель», представляющим собой одну из технологий работы добровольческих центров. Рассмотрим технологию создания и функционирования молодёжных добровольческих агентств (МДА) в образовательных учреждениях. Основная идея, подходы и методы:
- Формирование инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества в Российской Федерации путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной молодёжной и образовательной политики.
- Программа «Обучение служением. Российская модель»1 (далее также Программа) основана на интеграции молодежного добровольчества с воспитательным и образовательным процессами и предназначена для реализации на этапе 2010-2015 гг. в качестве пилотной модели в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации.
Программа разработана, адаптирована к российским условиям и внедрялась в 2009-2010 гг. в образовательных учреждениях Новокуйбышевска Самарской области на базе партнёрского соглашения между Российским центром развития добровольчества (МДМ) и администрацией городского округа Новокуйбышевск. Программа базируется на сочетании двух широко известных в международной практике методов и технологий эффективного вовлечения молодёжи в социальную практику:
- Включение программ молодёжного добровольчества в учебно-воспитательный процесс (Молодежное добровольческое агентство в образовательном учреждении) с целью стимулирования интереса детей и молодёжи к добровольчеству и создания для них условий свободного доступа к добровольческой деятельности.
- Совмещение процесса образования и общественно полезной добровольческой деятельности молодёжи (метод «Обучение служением»1). Метод работает за счёт включения инструментов добровольчества в процессе обучения. Подход представляет собой инновационную педагогическую методологию, применение которой позволяет более глубоко усваивать учащимися получаемые знания посредством приобретения практических навыков в процессе добровольческого труда.
Проект «Молодежное добровольческое агентство» Основная цель проекта:
Развитие и поддержка молодёжных добровольческих инициатив, способствующих повышению социальной активности молодёжи, формированию духовно-нравственных ценностей, чувства ответственности, самоуважения, отзывчивости, взаимопомощи, приобретению необходимых жизненных навыков и профессиональных умений с вероятной ориентацией на будущую профессию.
Целью создания и функционирования молодёжных добровольческих агентств в образовательных учреждениях является: стимулирование интереса подростков и молодёжи к добровольчеству; развитие их навыков активного участия в общественной жизни своего учебного учреждения, района, города, страны в целом.
Что представляет собой Молодёжное добровольческое агентство?
В самых общих чертах Молодёжное добровольческое агентство - это площадка для совместного поиска, обсуждения и реализации путей решения социальных проблем, волнующих молодёжь; место для обучения методам разработки и реализации молодёжных социальных проектов; получения новых знаний и навыков посредством участия молодёжи в добровольческой деятельности.
Деятельность МДА интегрирована в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений и направлена на социализацию учащихся школ, колледжей через их вовлечение в добровольческую деятельность, в процессе которой молодые добровольцы приобретают новые знания и развивают навыки активного участия в общественной жизни школы, местного сообщества, осваивают методы социального проектирования, иные формы социальной активности.
МДА является реальным связующим звеном молодых добровольцев образовательных учреждений с организациями местного сообщества (неправительственными некоммерческими организациями, государственными, социальными учреждениями, молодёжными клубами, коммерческими фирмами, СМИ и др.).
Молодёжное добровольческое агентство в образовательном учреждении (МДА) - это специально организованное и оборудованное место (помещение) в образовательном учреждении, куда подростки и молодые люди могут прийти в свободное от учебных занятий время, с целью:
- познакомиться с добровольчеством;
- узнать больше о возможностях добровольчества, получить новые знания;
- выбрать место приложения своих добровольческих усилий;
- принять участие в добровольческих мероприятиях, акциях, реализовать собственные инициативы;
- научиться социальному проектированию;
- разработать и реализовать собственные социально значимые проекты.
Деятельность молодёжных добровольческих агентств в образовательных учреждениях координируется территориальным добровольческим центром. Координатор МДА является представителем/координатором местного добровольческого цента (МДЦ).
Примерный перечень видов деятельности и технологий работы МДА:
- Популяризация добровольчества в образовательном учреждении.
- Коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами, администрацией учреждений, добровольческим центром, органами власти, городскими организациями, работающими с добровольцами.
- Создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений, образовательного учреждения) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе.
- Обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых добровольцев образовательных учреждений о том, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия.
- Процедура оформления участия добровольца в работе МДА.
- Деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев.
- Проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования.
- Создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций.
- Администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и акций.
- Организация конкурсов добровольческих проектов, «Доброволец года», др.
Основные этапы и подходы к созданию и организации работы МДА:
- Достижение (оформление) соглашений между заинтересованными сторонами: местным добровольческим центром, образовательным учреждением, органом государственной власти (ОГВ) об организации и условиях функционирования МДА в образовательном учреждении.
- Определение и оборудование в образовательном учреждении места для деятельности МДА.
- Согласование с администрацией образовательного учреждения (ОУ) расписания работы МДА (к примеру, два дня в неделю в определённые часы), т.д.
- Подбор координатора МДА, функции которого может выполнять представитель или учащийся образовательного учреждения (школы, вуза). Вместе с тем, при исполнении полномочий координатора МДА он является представителем местного добровольческого центра (МДЦ).
- Проведение обучающего курса/тренинга по основным методам и технологиям работы МДА для координаторов МДА, специалистов местного добровольческого центра, представителей образовательных учреждений, в которых создаются МДА.
- Выстраивание системы взаимодействия и сотрудничества МДЦ - МДА - ОУ - ОГВ.
Подготовка МДА к началу деятельности включает:
- определение дней и часов работы для посещения МДА учащимися;
- формирование расписания проведения тренингов по социальному проектированию;
- формирование планов мероприятий, в т.ч. социально значимых мероприятий и акций, в рамках собственных (образовательного учреждения) и городских программ и мероприятий;
- разработка и распространение информационных материалов об открытии МДА в образовательном учреждении, популяризационных материалов по молодёжному добровольчеству, др.;
- собственно работа с молодыми добровольцами в соответствии с функциями, технологиями и видами деятельности МДА .
Основные результаты создания и деятельности молодёжных добровольческих агентств в образовательных учреждениях состоят в том, что там, где работают МДА, созданы определённые условия, при которых молодые люди непосредственно вовлечены в процесс участия в делах, которые важны для школы, для всего местного сообщества и для каждого молодого добровольца.
В образовательных учреждениях, в которых создаются подобные программы молодёжного добровольчества, поддерживается работа путём создания доброжелательного и уважительного отношения к добровольческим поступкам; учащимся помогают понять смысл добровольческой деятельности, не подменяя её добровольно-принудительными методами, практикуемыми в недавнем прошлом.
Как результат: активное участие подростков, молодёжи в общественной жизни образовательного учреждения, своего сообщества, развитие творческих способностей к самостоятельному проявлению инициатив по разработке и осуществлению (индивидуальных или групповых) социальных проектов, направленных на решение проблем общества, саморазвитие, самореализация молодёжи.
Результаты в перспективе:
- развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлечённости молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлечённости молодёжи в криминогенную среду;
- обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
- разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в учебных учреждениях и молодёжных организациях, как результат - обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга подростков и молодёжи;
- продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного образа жизни каждого молодого человека;
- формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.
Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ