Молодежное добровольчество в образовательных учреждениях

Международный и российский опыт подтверждают, что развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях полностью отвечает приоритетным направлениям государственной молодёжной политики и политики образования и нацелено на их реализацию.

Общей целью системной поддержки и развития молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях является содействие реализации приоритетных направлений государственной молодёжной политики и политики образования, к числу которых относятся:

    • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи;
    • развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны;
    • вовлечение молодёжи в социальную практику.

Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях базируется на основополагающих положениях о том, что молодёжное добровольчество является способом:

  • личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи;
  • патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи;
  • приобретения новых знаний и навыков;
  • совершенствования профессиональных компетенций;
  • формирования здорового образа жизни.

Как уже отмечалось, образовательные учреждения - это одна из ключевых сфер социализации детей, подростков, молодёжи, где у них возникают и начинают развиваться межличностные отношения, появляется ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества. Роль добровольчества состоит в том, что исполняемая на основе свободного, ответственного и сознательного выбора общественно полезная добровольческая деятельность молодёжи через реальные дела, осуществляемые в ходе социальной практики вместе со сверстниками, позволяет укреплять ценности добра, взаимопомощи, сохранять социальную стабильность, снижать агрессивность, формировать межкультурную толерантность.

Включение добровольчества в учебно-воспитательный и образовательный процесс, организованный на системном уровне, как компонент методологий преподавания, внеклассного воспитания и гражданского образования, позволяет:

  • организовать образовательный процесс по приобретению молодёжью знаний по современным технологиям организации добровольческой деятельности, социальному проектированию, организации социальных практик;
  • способствовать формированию у подростков/молодёжи общественно значимых ценностей и ориентаций;
  • создать условия для развития у подростков и молодёжи организаторских способностей и умений;
  • создать в образовательных учреждениях атмосферу поддержки и признания важной роли добровольчества, по популяризации добровольческого движения и имиджа «доброволец»;
  • организовать подготовку организаторов (координаторов) добровольческой деятельности среди молодых лидеров;
  • организовать добровольческую деятельность в подростковой и молодёжной среде, как пространство здорового образа жизни.

Основу системного подхода составляет формирование институциональных и инфраструктурных элементов поддержки молодёжного добровольчества путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной молодёжной и образовательной политики. Данный подход базируется на применении и сочетании известных в международной практике методов и технологий эффективного вовлечения молодёжи в социальную практику:

  1. Включение программ молодёжного добровольчества в учебно-воспитательный процесс (Молодёжное добровольческое агентство в образовательном учреждении) с целью стимулирования интереса детей и молодёжи к добровольчеству и создания для них условий свободного доступа к добровольческой деятельности.
  2. Совмещение процесса образования и общественно полезной добровольческой деятельности молодёжи (метод «Обучение служением» 1). Метод работает за счёт включения инструментов добровольчества в процессе обучения. Подход представляет собой инновационную педагогическую методологию, применение которой позволяет более глубоко усваивать учащимися получаемые знания посредством приобретения практических навыков в процессе добровольческого труда.

Как показывает опыт молодые люди испытывают некоторые трудности в процессе поиска приложения своих добровольческих усилий из которых основными проблемами являются:

  1. Отсутствие для большинства молодых людей прямого доступа к информации о добровольческих возможностях (вакансиях), что объясняется неразвитостью информационных сетей (отсутствием общего информационного пространства), в результате они не знают, где могут приложить свои добровольческие усилия.
  2. Отсутствие механизма, создающего эффект «шаговой доступности молодёжи к добровольчеству», что можно достичь только путём формирования эффективной инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества через внедрение совокупности программ молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях, в молодёжных центрах, центрах дополнительного образования, как составной части учебно-воспитательного и образовательного процессов.
  3. Недостаточность у специалистов, работающих с молодёжью, опыта и знаний в сфере стимулирования интереса подростков и молодёжи к участию в добровольческой деятельности и созданию для них возможностей быть добровольцами, как взаимосвязанных компонентов государственной молодёжной, социальной политики и политики в сферах образования и охраны здоровья.

Изменение сложившейся ситуации возможно путём развития системы вовлечения молодёжи/подростков в общественно полезную добровольческую деятельность, основанной на включении программ и компонентов молодёжного добровольчества в практику деятельности образовательных учреждений и в социуме, что будет рассмотрено в следующих разделах.
В разделе, посвящённом практическим подходам и моделям, будет рассмотрена технология создания и функционирования молодёжных добровольческих агентств (МДА) в образовательных учреждениях.

Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ

Добавить комментарий

Войти с помощью: