Добровольчество в Российской Федерации

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА РОССИЙСКОГО НКО СЕКТОРА

Добровольчество, успешно развивающееся во многих странах мира, становится все более заметным явлением и социальной практикой в современном российском обществе. Общественный интерес к добровольчеству в России актуализировался с начала 90-х годов прошлого столетия, благодаря созданию и активным действиям негосударственных некоммерческих организаций (НКО), работающих в самых разных сферах общественной жизни (образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, помощь нуждающимся пожилым людям, детям, инвалидам, другим категориям незащищённых слоёв населения). Несколько позже начали формулироваться вопросы управления добровольческими ресурсами, как и в целом - развитием добровольчества через формирование системного подхода к поддержке добровольчества в России.

Как и в любой другой стране мира, добровольчество в России имеет свои особенности развития, определяемые совокупностью факторов, включая исторические и культурные традиции, социальные, экономические, политические, а также влиянием международных тенденций и практики. Толчком для развития добровольчества в России стали первые демократические преобразования в начале 90-х годов, которые привели к новым формам самоорганизации граждан и формированию добровольческого движения и в целом -некоммерческого «третьего» сектора.

За исторически короткий период времени произошёл настоящий прорыв в становлении и развитии российского добровольчества. Современный этап добровольческого движения стартовал при наличии у граждан огромного энтузиазма, при одновременном отсутствии какой-либо системы и знаний о философских, концептуальных, организационных основах и методах управления, мобилизации и поддержки добровольцев. За двадцать предыдущих лет отечественный добровольческий (третий) сектор прошёл путь от полного непризнания, недооценки со стороны государства до его современного уровня развития и признания одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, инструментом реализации государственной социальной и молодёжной политики России.

Именно этот период Российской истории можно назвать точкой отсчёта формирования и роста российского некоммерческого сектора, в основе которого лежат добровольческие инициативы граждан.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на НКО сектор, добровольчество играет особую, а, точнее, фундаментальную роль как для каждой отдельной социально ориентированной НКО, так и для развития некоммерческого сектора в целом. Без участия добровольцев и их активной деятельности не может быть создана и существовать практически ни одна социально ориентированная НКО.

  • Рекламно производственная компания Типография "СоваПринт" поможет в разработке фирменного стиля, брэнд бука, а так же осуществит любые типы печати на различных материалах.

Сегодня и государством, и обществом добровольчество все больше осознаётся как существенный ресурс для решения серьёзных социальных проблем; повышения эффективности работы НКО; развития территорий местных сообществ; способ позитивного развития молодёжи и повышения общественного потенциала; основа для построения гражданского общества и развития человеческого потенциала. Постепенно формируется понимание того, что реализация задач системного развития добровольчества возможна только совместными усилиями государства, институтов гражданского общества и с привлечением международного опыта и практики.

Анализ российских добровольческих программ показывает значительные изменения профиля добровольческого движения и динамику его развития, демонстрирующих социальную значимость и экономическую эффективность добровольческих усилий.

Так, если ещё 7-10 лет назад о многом в добровольчестве можно было говорить лишь как о намечающихся тенденциях, то в настоящее время они уже становятся трендами, наиболее заметными среди которых являются:

  • Наиболее активно добровольчество продолжает продвигаться через НКО. Рост вовлечённости волонтёров в НКО способствует укреплению НКО сектора и гражданского общества.
  • В работе НКО применяются эффективные методы управления добровольческими ресурсами через накопление знаний и практического опыта.
  • Повышается уровень неформальной, в том числе спонтанной добровольческой активности. Примерами являются участие добровольцев в условиях чрезвычайных ситуация (ЧС): пожары в 2010 г. и наводнение в Крымске 2012 г. Активизируется общественный диалог о добровольчестве всех заинтересованных сторон: НКО, бизнес, власть (конференции, форумы, рабочие группы, общественные советы, др.). Укрепляется общественно-государственное партнерство в интересах добровольчества.
  • Расширяется возрастной уровень добровольцев. Добровольчество становится все более популярно среди молодёжи. Развиваются программы корпоративного добровольчества и взаимодействие бизнес организаций с НКО в решении социальных проблем.
  • Формируется научно-методическая и исследовательская база добровольчества.
  • Активизируется процесс формирования инфраструктуры поддержки добровольчества: создаются добровольческие центры на местном, региональном и национальном уровнях.
  • Активно формируется государственная политика и совершенствуется законодательство в области добровольчества и поддержки социально ориентированных НКО. В обществе развернулась активная дискуссия о путях совершенствования законодательства о добровольчестве. Развиваются финансовые (конкурсные) механизмы государственного финансирования для развития инфраструктуры поддержки добровольчества.
  • Укрепляется международное сотрудничество, что способствует расширению видения роли и возможностей добровольчества в российском обществе.
  • Российское добровольческое движение интегрируется в глобальное добровольческое движение Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) и Европейского центра добровольчества (CEV).

Краткий вывод.

Общие тенденции в сфере развития и поддержки добровольчества в России позволяют констатировать, что в течение последних 10 лет в результате предпринимаемых совместных общественно-государственных усилий в России постепенно создаются определённые предпосылки и условия формирования механизмов содействия развитию добровольчества.
Роль и усилия добровольцев с 2007 года ежегодно отмечаются в Посланиях Президента, в докладах о развитии гражданского общества Общественной палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества; поддержка добровольчества становится приоритетным направлением государственной молодёжной и социальной политики, в целом - социально-экономического развития страны.

Современная система добровольческого движения, формируемая в России, опирается как на исторический отечественный опыт и традиции, так и на зарубежный опыт волонтёрского движения, который вносит существенный вклад в теорию и практику эффективного управления развитием добровольчества.
Одним из важнейших общих результатов процесса развития добровольчества в России служит сам факт того, что общественные инициативы по продвижению добровольчества постепенно трансформировались в государственную концепцию содействия развитию добровольчества как одного из эффективных инструментов социально-экономического развития страны.

Основная проблема, требующая решения

Вместе с положительными тенденциями на протяжении многих лет продолжает сохраняться значительный разрыв между уровнем вовлеченности граждан в добровольческую деятельность (3,02% от экономически активного населения) и готовностью (более 40%) граждан к такому участию (по данным ВЦИОМ, Минэкономразвития России). В пересчёте на полную занятость это составляет 0,43% от численности экономически активного населения, что в 3-17 раз меньше показателей ведущих экономически развитых стран.

Согласно статистике (по данным Росстата), число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций (НКО) с середины 1990 годов увеличилось больше чем в 6 раз (от 57,3 тыс. на 1 января 1995 г. до 342 тыс. на 1 января 2011 г.).

В России пока не существует точных данных, отражающих уровень вовлечённости граждан в добровольческую деятельность и, в частности, добровольческую деятельность НКО. Данные проводимых в России на протяжении нескольких последних лет экспертных и научных исследований позволяют выявить основные тенденции развития добровольческого сектора, наметить текущие и стратегические пути и механизмы преодоления проблем и барьеров, препятствующих полноценному развитию добровольчества в России и усиления его роли в НКО-секторе. Для этого обратимся к положениям Доклада Общественной палаты Российской Федерации «О развитии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год»1, базирующимся на исследованиях, проведённых в 2009-2012 годах известными исследовательскими центрами (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд «Общественное мнение», Исследовательская группа Циркон) и др.

Вовлечённость россиян в добровольческую деятельность НКО

Общий уровень вовлечённости в добровольческую деятельность НКО в 2008 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения, что составляет (в пересчёте на полную занятость) 0,42 % экономически активного населения.

В среднем доброволец вкладывает в деятельность НКО 26 часов в месяц своего личного времени.

Стоимостная оценка ресурсов труда добровольцев: При оценке труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО, эквивалентно труду наёмных сотрудников НКО его стоимость составила бы: 16,4 млрд руб. ежегодно.

Сектора, в которых предпочитают трудиться добровольцы: некоммерческий, коммерческий, государственный.

Типы организаций, в деятельности которых участвуют добровольцы:

  • общественные организации, иные НКО 3,02%;
  • инициативные самоорганизующиеся группы, движения 2%;
  • государственные, муниципальные органы, социальные учреждения 1%;
  • коммерческие, иные организации (по месту работы) 4%;
  • организации по месту жительства 3%;
  • религиозные общины, приходские общины 1%;
  • Интернет сообщества 1%.

Мотивы. Одно из первых исследований мотивов (табл. 1), побуждающих людей участвовать в добровольческой деятельности на начальном этапе развития современного добровольчества в России, было осуществлено в 1994 году Благотворительным фондом «Московский дом милосердия» (Российским центром развития добровольчества) среди добровольцев России, участников добровольческих форумов и мероприятий. Затем для сравнения оно было повторено в 2007 году. Данное исследование показало:

Мотивы участия в добровольческой деятельность

Отметим, что респондентами первого исследования (1994) были в основном люди старшего возраста (70% составляли свыше 50 лет), в то время как в исследованиях 2007 года участвовали более 80% молодых людей. Сравнение полученных данных показывает некоторое различие в мотивации у взрослых и молодых людей. Так, если у добровольцев старшего поколения на первом плане ярче проявляются альтруистические мотивы, желание помогать другим, быть социально полезными обществу, то у молодёжи при достаточно высокой степени тех же мотивов, проявляются и индивидуалистические мотивы (желание приобрести новые знания и навыки, реализовать собственную инициативу).

В табл. 2 представлены мотивы, изученные в 2008, 2011 годах Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», которые несложно сопоставить с мотивами, выявленными у добровольцев ранее:

мотивы

В табл. 3. представлены типы организации и пути через которые осуществлялась добровольческая деятельность в России в 2008 и 2011 годах.

Организации, через которые люди осуществляли добровольческую деятельность

Сопоставление данных о типах организаций и путях, через которые осуществлялась добровольческая деятельность в 2008 году и 2011 году, обращает внимание на тот факт, что среди россиян была наиболее распространена добровольческая деятельность в одиночку (особенно в 2008 г. - 58% опрошенных). В 2011 году самостоятельно (не формально) добровольческой деятельностью занимались 13% от всех опрошенных, а через общественные организации и НКО всего лишь 1% от числа опрошенных.

Результаты этих исследований подтверждают, что в России существует проблема низкого уровня вовлечённости добровольцев в деятельность НКО.

Краткий вывод.

Создание условий для повышения уровня вовлечённости добровольцев к деятельности социально ориентированных НКО позволит привлечь существенный добровольческий ресурс, обеспечивающий повышение эффективности и объёмов оказываемых ими услуг нуждающимся людям.

Измерение вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие служит важнейшим инструментом, позволяющим определить и представить обществу огромную ценность добровольчества. В международной практике (США) существует два основных подхода к измерению ценности вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие.

Наиболее распространённым является способ, основанный на измерении ценности количества пожертвованных добровольцами часов из расчёта среднечасовой заработной платы по стране и расчёт его эквивалента в финансовом выражении, увеличенной на 12% (налоговый вычет).1 В основе второго метода лежит расчёт суммарной стоимости оказанных добровольцами услуг из расчёта рыночной стоимости единицы услуги.

В том и другом случае при оценке вклада добровольцев необходима определённая система стандартов и методов учёта добровольческого вклада.

В России подобная задача пока не реализуется из-за отсутствия на системном уровне применения методов измерения и учёта вклада ежедневной работы добровольцев в масштабах страны, что может быть осуществлено лишь при наличии определённых правовых, организационных и экономических условий для создания и функционирования системы местных добровольческих центров, призванных выполнять данную функцию. В 1997 году Российским центром развития добровольчества (МДМ) был сделан расчёт, согласно которому, если 10% населения России будет вовлечено в добровольческую деятельность в среднем по пять часов в неделю, инвестиции в социальную сферу составят около трёх млрд долларов ежегодно. В этой связи в качестве инструмента продвижения стратегии добровольчества в стране и индикатора роста добровольческого движения был разработан и ежегодно применяется простой и наглядный метод оценки вклада добровольцев при осуществлении ежегодных общедобровольческих акций (ВНД, ВДМС, МДД), в которых каждый участвующий доброволец вкладывает примерно 3-4 часа в неделю проведения акции. При этом стоимость одного часа пожертвованного добровольцами времени была принята за один доллар (1997-2008), а с 2009 года - 60 руб. (2 доллара США), что примерно отвечало на тот момент уровню среднечасовой зарплаты по стране. Для сравнения, например, в США стоимость одного добровольческого часа в 2004 году составляла $ 17.55, а их труд в финансовом выражении составил 272 миллиардов долларов.

Прогноз развития добровольческого сектора в России в целом позитивен. Наращивание уровня добровольческой активности в социальной сфере и профессионализация добровольческого движения даст существенный рост и укрепление НКО-сектора, повышение эффективности деятельности и объёмов услуг социально ориентированных НКО.

Основными точками роста в этом процессе являются добровольческие центры, создание которых к 2020 году в каждом регионе и в каждом территориальном сообществе в совокупности будет представлять собой целостную систему, обеспечивающую создание условий и возможностей для участия в добровольческой деятельности молодёжи, граждан всех возрастов.

В то же время при оценках и планировании стратегических действий по развитию добровольчества необходимо принимать во внимание, что деятельность по организационному развитию и мобилизации добровольческих усилий граждан через создание добровольческих центров - это инновационная область деятельности в России, которая лишь в последнее десятилетие получает развитие.

Итогом ежегодной VIII Общероссийской конференции по добровольчеству (Москва, май, 2011) которая прошла с участием представителей разных секторов из более 40 регионов России,
стала разработка основных стратегических направлений (Стратегии) развития добровольчества до 2020 года.

Данная Стратегия представляет собой систему консолидированных общественно-государственных действий, нацеленных на создание условий для перехода от зафиксированного на протяжении последних 10 лет в России уровня для добровольческого участия 1-3% к 30-40% в 2020 году.

Примером одного из инструментов реализации данной Стратегии может служить Программа «Добровольчество: территория партнерства», ставящая своей целью развитие инфраструктуры поддержки добровольчества в России. Программа реализуется в 2012-2013 годах при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации в 10 субъектах РФ (пилотная модель для тиражирования в других регионах России). С описанием данной Программы можно познакомиться в разделе, посвящённом практическим технологиях и механизмам добровольчества.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

В течение последнего десятилетия в результате предпринимаемых совместных общественно-государственных усилий в России постепенно создаются определённые предпосылки и условия формирования институциональных механизмов содействия развитию добровольчества.

Качественный и количественный рост добровольчества стал более заметен с 2006 года, когда существенно возросло внимание государства, общества и СМИ к вопросам развития и поддержки добровольчества. В этот период в России начинают постепенно создаваться определённые предпосылки и условия формирования механизмов содействия развитию добровольчества, основ государственной политики по содействию развитию и поддержке добровольчества. Правительством Российской Федерации утверждена и с тех пор действует Стратегия государственной молодёжной политики Российской Федерации, предусматривающая её реализацию до 2016 года (далее также - Стратегия).1 Одним из ключевых направлений данной Стратегии является вовлечение молодёжи в социальную практику посредством развития механизмов добровольчества.

С 2007 года тема добровольчества как важнейшего индикатора построения гражданского общества ежегодно отмечается в Посланиях Президента Российской Федерации, в докладах Общественной палаты; принимается и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества.

В 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее также - Концепция), содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики.

В 2009 году существенный толчок в развитии молодёжного добровольчества дал учреждённый Президентом Российской Федерации 2009 год - Год молодежи, целью проведения которого являлось «развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, её активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей».

В 2009 году по результатам совместных усилий Минэкономразвития России, Общественной палаты Российской Федерации, экспертного добровольческого и благотворительного сообщества Правительством Российской Федерации утверждена (от 30 июля 2009 г. № 1054-р) «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации обозначены цели и задачи, а также проблемы, на решение которых направлены создаваемые механизмы содействия развитию добровольчества.

Основная цель механизмов системной поддержки и развития добровольчества - активизация потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества, способствующего привлечению в социальную сферу трудовых ресурсов добровольцев, расширению масштабов и повышению эффективности деятельности организаций некоммерческого сектора.

Основными задачами Концепции являются:

  • обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в добровольческой деятельности;
  • содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;
  • развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности;
  • формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.

Основными принципами реализации задач содействия развитию добровольчества определены партнерское взаимодействие государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на федеральном уровне и в регионах. Приоритетным направлением является содействие институциональному развитию1 добровольчества, что может обеспечить расширение масштабов добровольческой деятельности и повышение её результативности.

Таким образом, становится очевидным, что именно государственная политика, формируемая и реализуемая совместными общественно-государственными усилиями, должна играть решающую роль в создании благоприятных условий и содействии формированию среды, способствующей продвижению и развитию добровольчества и молодёжного добровольчества, в частности.

Термины и понятия

Добровольческая деятельность (в общем виде): безвозмездная (индивидуальная или коллективная) общественно полезная деятельность, осуществляемая кем-либо на основе своей доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом.

В рекомендациях ООН к Резолюции А-56/38 термины «на добровольных началах» и «добровольческая деятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемой добровольно на благо широкой общественности без денежного вознаграждения».

В современном понятии термин «добровольчество» впервые в России начал употребляться в начале 90-х годах XX века, в первые годы демократических преобразований, в результате начавшихся международных контактов на неправительственном уровне, которые положили начало проникновения знаний о гражданском обществе, некоммерческих неправительственных организациях, добровольчестве.

Как и во многих других странах мира, характерными чертами российского добровольчества являются: общественно полезная направленность, безвозмездный характер и добрая воля в своей основе.

Институционализация - образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. Правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений.

В дореволюционной России термин «добровольчество» не использовался в рассматриваемом контексте, в то время как совершение добровольческих поступков, помощь людям - традиция, уходящая корнями в глубь российской истории. Наиболее употребительными в дореволюционный период были слова: призрение, милосердие, попечение, забота, благотворительность, на общественных началах.

В толковом словаре В.И. Даля «добровольный» произвольный, не принуждённый, сделанный кем-то по своей воле, по своей свободе. Здесь же: доброволец - «охотник в рекруты по найму», «наймит». И здесь же - «беглец», «бродяга».

В советский период термин «добровольчество» в основном трактовался как «способ комплектования вооружённых сил путём зачисления на военную службу добровольцев».2 В переходный период (словарь Ожегова, 1993) трактовалось: «Добровольный, то есть совершаемый по собственному желанию, не по принуждению».

В сегодняшней России термины «добровольческая деятельность», «добровольчество», «волонтерство» как правило, воспринимаются идентичными, чаще используемыми, как операционный термин в связи с организацией деятельности добровольцев в НКО, нежели чем воспринимаются как общественно значимая ценность для всех граждан страны, или как организационный принцип социальной консолидации усилий общества для решения социальных проблем.

В современном употреблении понятие «волонтерство» также рассматривается как социальная практика, которая предполагает, что человек выполняет социальную, общественно полезную или благотворительную деятельность во внерабочее время и без финансового вознаграждения. В бизнес секторе волонтерство все чаще воспринимается как важный аспект корпоративной социальной ответственности, в результате все больше компаний начинают развивать программы корпоративного добровольчества, предусматривающие участие сотрудников в качестве волонтеров в организациях местных сообществ.

В массовом общественном сознании, к сожалению, еще существует стереотипное восприятие добровольчества как метода использования бесплатной рабочей силы, что не прибавляет позитивного имиджа добровольчеству, вызывая у людей лишь не желание участвовать в добровольческой деятельности.

О языке профессионального общения в сфере добровольчества.

Стоит особо отметить необходимость языка профессионального общения ученых, исследователей и специалистов, исследующих добровольчество или работающих в области добровольчества. Известно, что в каждой профессии есть свой профессиональный язык, включающий специальную терминологию и понятийный аппарат, использование которых позволяет однозначно определять те или иные явления, понятия, события, институты.

Сегодня уже становится очевидным, что в общем пространстве деятельности институтов гражданского общества вычленяется особая разновидность профессиональной деятельности - организация добровольческой деятельности, развитие и продвижение добровольчества. Уже имеется немало слов и выражений, присущих только этому явлению: «добровольчество (волонтерство)», «добровольческая (волонтерская) деятельность». Однако пока сфера добровольчества не выделена в самостоятельную отрасль научного знания, научной и профессиональной деятельности, тем не менее, приобретая черты профессиональной сферы, ей должен быть присущ профессиональный язык, включающий совокупность специальных терминов и понятий, равноценно трактуемых и понимаемых в среде специалистов.

Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при формировании профессионального языка российского добровольчества, является то, что добровольческое движение, как новое явление в современной России, базируется как на достижениях мировой практики, так и на отечественном опыте, что в полной мере отражает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Именно термины как носители специальной информации, характерные для сферы добровольчества, являются системообразующими при формировании функционального языка в данной сфере.

Однако на данном этапе развития добровольчества в России используемые в практическом применении термины, понятия или концептуальные подходы часто интерпретируются без учёта общепризнанных, выработанных международным добровольческим сообществом системы понятий, как на сущностно-ценностном уровне представлений о добровольчестве, так и на операционном в практической работе.

Для сравнения приведём обзор терминов и толкование понятий в сфере добровольчества в международной практике, где профессиональный язык, с нашей точки зрения, основательно разработан.

Volunteer. Доброволец: человек, предлагающий и выполняющий услуги по своей собственной доброй воле, без ожидания компенсации за свой труд. Первичное значение понятия «волонтёр», «доброволец» - «тот, кто добровольно предоставляет себя для определённой цели или деятельности». Здесь же находим: волонтёр - человек, чья собственность используется без оценки и компенсации её ценности.

Voluntarism - а) добровольное или согласованное участие в действиях (акциях); б) доктрина базирующаяся на таком участии.

Voluntary. Действия, основанные на свободе выбора и свободе воли.

Volunteerism. Теория или практика вовлечения или использования добровольцев в социальных агентствах, благотворительных организациях, др.

В законодательстве определено понятие «добровольцы», а такие понятия как «добровольчество, «добровольческая деятельность», «добровольческая занятость», «добровольческий труд», «добровольческие центры», «добровольческое управление» и др. юридически не определены, законодательно не закреплены. Термин «добровольцы» первоначально был введён в 1995 году в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», затем был уточнён в 2011 году, а также введено понятие «добровольческая деятельность» после внесения изменений в указанный ФЗ, однако, они сохранили своё традиционное значение как сферы благотворительности. Термин «волонтеры» определён в ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более подробно о текущем законодательном регулировании и видении совершенствования законодательства в области добровольчества будет рассмотрено ниже.

Законодательное регулирование отношений в области добровольчества.

Отношения, связанные с осуществлением добровольческой деятельности в Российской Федерации, в определённой степени отрегулированы законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Формирование законодательства в области добровольчества началось в середине 90 годов XX столетия, когда в 1995 году, когда был разработан и принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в котором впервые законодательно было определено понятие «добровольцы». Свыше 10 лет в данный Федеральный закон не вносились изменения.

Сегодня вопросы содействия развитию и распространению добровольчества уже становятся одним из приоритетных направлений по созданию правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для участия граждан в добровольческой деятельности, деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих социально ориентированные и благотворительные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для развития добровольчества в 2009-2010 годы принят ряд федеральных законов, направленных на совершенствование добровольческой деятельности, вступивших в силу в 2011 году и (или) с 1 января 2012 года. Так, Федеральным законом от 23 декабря 2010 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ст. 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 383-ФЗ), введено уточнённое понятие «добровольцы», под которыми признаются «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». Из смысла данного определения следует, что под добровольческой деятельностью понимается благотворительная деятельность, осуществляемая добровольцами в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Этим же Федеральным законом (№ 383-ФЗ) установлены правовые основы осуществления добровольческой деятельности. В частности, новой ст. 7.1. № 135-ФЗ, предусмотрено, что условия осуществления добровольческой деятельности могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем или юридическим лицом и предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя или в рамках благотворительной деятельности юридического лица. Такой договор, заключенный в письменной форме, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца на наём жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца при осуществлении им добровольческой деятельности.

Данным Федеральным законом (№ 383-ФЗ) дополнен перечень целей благотворительной деятельности в № 135-ФЗ, к числу которых отнесён целый перечень социально значимых видов деятельности, предусмотренных пп. 11-20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в том числе «содействие добровольческой деятельности», «содействие» патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи; поддержки общественно значимых молодёжных инициатив, проектов, детского и молодёжного движения, детских и молодёжных организаций;

Внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц выплат, производимых добровольцам на возмещение их расходов, связанных с осуществлением ими добровольческой деятельности (включая наём жилого помещения, проезд, суточные, оплату средств индивидуальной защиты).

Благодаря принятым изменениям создаются более благоприятные правовые условия осуществления деятельности социально ориентированными организациями. В том числе появляется возможность финансового обеспечения программ, направленных на развитие добровольчества, из средств федерального бюджета.

Однако, пока ещё сохраняется необходимость совершенствования законодательного регулирования отношений в области добровольчества. Так, в сравнении со странами мира, где культура добровольчества является важной частью жизни общества, добровольческая деятельность интегрирована во все сферы социально значимой жизни общества, в России продолжает сохраняться диспропорция между уровнем вовлечённых граждан в добровольческую деятельность и уровнем их готовности к участию в ней. Данная проблема может быть устранена, если будут чётко определены цели, под которые будет проводиться работа по совершенствованию и развитию законодательства, и механизмы их реализации. В этом случае добровольчество может стать реально важнейшим фактором жизни страны, её социального развития в таких сферах как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других. Интеграция добровольчества в жизнь общества может быть достигнута системным подходом посредством разработки и принятия норм, обеспечивающих такие условия, при которых добровольческая (волонтерская) деятельность могла бы стать частью повседневной жизни и культуры общества.

Реализация задачи по созданию правовых условий, расширяющих участие граждан в добровольческой деятельности, должна, с нашей точки зрения, осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Совершенствование текущего регулирования отношений в сфере добровольчества через внесение поправок в действующее законодательство. Как было отмечено выше, внесение изменений в федеральные законы Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере добровольческой деятельности и социально ориентированных видах деятельности, в определённой степени расширило правовые условия и возможности осуществления добровольческой деятельности. В тоже время целый ряд отраслевых федеральных законов, регулирующих отношения в социально значимых сферах жизни общества, в которых добровольческие усилия граждан являются востребованными, в своём большинстве не содержат отдельных норм, относящихся к добровольческой деятельности. К их числу относятся федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации, «Об образовании», О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и другие. Таким образом, одним из направлений совершенствования действующего законодательства является синхронизация указанных федеральных законов с действующим законодательством о добровольчестве, в том числе устранение имеющихся пробелов и противоречий, путём принятия изменений в указанные и другие законодательные акты. В числе одной из первоочередных мер необходимо унифицировать понятия «доброволец», «волонтёр», устранив их двойное толкование, имеющее место в российском законодательстве.
  2. Вторым направлением развития законодательства в сфере добровольчества является разработка и принятие специализированного федерального закона о добровольчестве (условное название «О государственных гарантиях и поддержке добровольчества в Российской Федерации).

Учитывая, что добровольчество является универсальным, межсекторным и междисциплинарным феноменом, концептуально принятие специализированного законодательного акта, регулирующего отношения в сфере добровольческой (волонтёрской) деятельности, должно быть нацелено на укоренение традиций, ценностей и культуры добровольчества в обществе, на создание инфраструктуры поддержки и развития добровольчества.

В специальном законодательном акте, посвящённом добровольчеству, необходимо предусмотреть введение понятийного аппарата, законодательно закрепив понятия «добровольчество», «добровольческая деятельность», «добровольческие услуги», «добровольческая организация», «добровольческий центр», др. Необходимо законодательно закрепить статус добровольца, учитывающий социальную (неэкономическую) природу добровольчества, отличающий добровольца от работника наёмного труда, служащего, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Определить правовые механизмы сохранения для добровольца пособия по безработице на весь период исполнения им добровольческой деятельности; возмещения расходов добровольцев, понесённых в связи с осуществлением ими добровольческой деятельности. Установление рамочных условий заключения соглашений между добровольцем и организацией, в которой он работает, об обязательствах сторон и их взаимной ответственности. Установление системы поощрения за добровольческий труд, вклад добровольцев и добровольческих организаций в социальное и экономическое развитие страны, в развитие и поддержку добровольчества.

Необходимо также законодательно закрепить условия и порядок получения молодыми добровольцами образовательных или иных поощрительных грантов, льгот на покрытие образовательных программ/ обучения и др.; введение в систему образования форм совмещения добровольческой деятельности с образовательным процессом. Определить правовые механизмы порядка оформления и выдачи виз для добровольцев, въезжающих в Российскую Федерацию из других стран, а также российских добровольцев, выезжающих за рубеж для выполнения добровольческой деятельности в других странах, в том числе в рамках международных обменных добровольческих программ.

О законодательном определении добровольческой деятельности.

Основным концептуальным отличием должно стать определение добровольческой деятельности (добровольческого труда, добровольческой занятости) как системообразующих в сфере добровольчества и иных, связанных с ними понятий. При определении данных понятий предлагается отойти от традиционно понимаемого в России добровольчества как сферы лишь благотворительной деятельности, признавая в соответствии с международной практикой, что это существенно более широкое, а точнее универсальное явление в жизни любых сообществ. В этом понимании важнейшей правовой основой добровольчества являются части 1, 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми: «труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом».

Как было отмечено выше, согласно международной практике и исследованиям, в том числе Международной организацией труда добровольческая деятельность, представляя собой самую распространённую форму неоплачиваемого труда в рамках некоммерческого сектора, стала определяться как труд, не предусматривающий оплаты в денежной форме1.
В развитие положений Конституции Российской Федерации в ч. 1 ст. 1. Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» «занятость» определяется как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок)».

Реализуя исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности, в том числе добровольческой, при этом вправе самостоятельно определять будет ли он трудиться, получая заработок за осуществлённую деятельность или нет. ФЗ «О занятости населения РФ» допускает возможность неполучения заработка за произведённый труд, следовательно, в случае если гражданин по собственной воле не воспользуется правом на получение заработной платы, он осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

Из Федерального закона «О занятости» следует, что понятие «занятость» включает, в том числе, такие формы занятости, которые не приносят гражданам заработок или трудовой доход. В этой связи, как представляется, их следует определить как «добровольческую занятость», «добровольческую деятельность» или «добровольческий труд», дополнив соответствующими законодательными нормами.

На основе рассмотренного и с учётом международных подходов, определим понятия «добровольческая деятельность», добровольческий труд», «добровольческая занятость» в следующих предварительных вариантах, выносимых на общественное обсуждение:

  • Добровольческой деятельностью (добровольческим трудом, добровольческой занятостью) признается общественно полезная деятельность граждан, не приносящая им заработок или трудовой доход, осуществляемая по своей воле (без какого-либо принуждения), направленная на удовлетворение потребностей третьих лиц или общества в целом, включая потребностей (духовных, нематериальных или иных) самого добровольца.
  • Добровольческая деятельность: общественно полезная деятельность, осуществляемая кем-либо индивидуально или коллективно на основе свободного выбора, не мотивированная финансовой выгодой, приносящая пользу местному сообществу, обществу в целом, включая самого добровольца.
  • Добровольческая занятость (деятельность) - не приносящая заработок или трудовой доход общественно полезная деятельность граждан, осуществляемая ими по своей воле (без какого-либо принуждения), направленная на удовлетворение потребностей третьих лиц или общества в целом, включая потребностей (духовных, нематериальных или иных) самого добровольца.

Разрабатываемый проект законодательного акта в области добровольчества должен быть направлен на развитие при содействии государством инфраструктуры поддержки добровольчества, основным элементом которой является сеть социально ориентированных некоммерческих организаций - добровольческих центров, в том числе на развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях, досуговых центрах по месту жительства, молодёжных добровольческих организациях.

В международной практике определение добровольчества базируется на трёх основных признаках (критериях):

  1. общественно полезная деятельность, направленная на благо других людей или общества в целом (при этом приносит пользу и самому добровольцу);
  2. осуществляется без финансового вознаграждения за оказанные услуги;
  3. деятельность осуществляется на основе свободы выбора (без какого либо принуждения).

Создание системы профессионально действующих в регионах России добровольческих центров позволит показать истинную картину социальной активности населения, даст толчок для запуска процесса развития добровольчества по принципу «снежного кома», в результате которого постепенно будет накапливаться критическая масса позитивных результатов в стране. Рост числа и эффективности деятельности российских добровольцев, через развитие национального добровольческого движения, активная позиция добровольческих организаций, когда их «голос» будет значим при подготовке решений в сфере социальной политики, будет служить и эффективным способом устранения препятствий, касающихся российского «третьего сектора», таких как: невысокое общественное мнение о секторе НКО; слабые возможности местного донорства; низкий уровень управленческой подготовки и отсутствие механизмов для самоорганизации и взаимообучения.

После принятия и вступления в силу новых законодательных норм необходимо проведение мониторинга механизмов реализации и правоприменительной практики, а после принятия специального федерального закона будет необходим их пересмотр и внесение изменений в действующее законодательство в соответствии с принятым Федеральным законом в области добровольчества.

МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация задач социально-экономического развития Российской Федерации, определённых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает существенное повышение степени вовлечённости молодёжи в их реализацию за счёт решения, обозначенных данной Концепцией ряда задач.

Первая задача - вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и пред-
принимательской активности молодёжи. Решение данной задачи будет достигаться за счёт:

  • развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодёжи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодёжи в других странах и др.);
  • модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодёжью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодёжью;
  • оказания информационно-консалтинговой помощи молодёжи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодёжи, проживающей в сельских и удалённых районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодёжи информации о создаваемых для неё условиях и предоставляемых возможностях;
  • развития эффективных моделей и форм вовлечения молодёжи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодёжных бирж труда и других форм занятости молодёжи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодёжи к трудовой деятельности и обеспечения её законных прав и интересов;
  • поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодёжи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодёжные обмены), участия в международных информационных молодёжных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
  • реализации программ поддержки молодёжного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Вторая задача - формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодёжи. Данная система включает в себя:

  • обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
  • создание и развитие системы «социальный лифт» (поддержки и сопровождения лауреатов премий и талантливой молодёжи из малых городов и сельской местности), адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
  • развитие системы интернатов для талантливой молодёжи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
  • повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодёжи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;
  • распространение эффективных моделей и форм участия молодёжи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
  • вовлечение российской молодёжи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи. Задачу позволит решить:

  • развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи, создание условий для деятельности молодёжных общественных объединений и некоммерческих организаций;
  • развитие всех моделей молодёжного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
  • популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
  • поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
  • стимулирование интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путём развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодёжных обменов, поддержки участия молодёжи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Кроме того, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-р) одной из основных задач названа задача создания и развития системы волонтёров (добровольных помощников) в массовом спорте.

В Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года Министерство природных ресурсов РФ указывает в приказе1 МПР РФ от 22 апреля 2003 г. № 342, что представляется необходимым в сфере эколого-просветительской деятельности развивать институт волонтёров для работы в заповедниках и национальных парках.

При создании определённых организационных и экономических условий поддержки молодёжного добровольчества молодёжь может выступать мощным ресурсом для решения проблем общества, в том числе и решения проблем собственно молодёжи усилиями самой молодёжи.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики одним из механизмов развития молодёжного добровольчества в России является проект «Доброволец России».

Основными целями проекта «Доброволец России» являются:

  • мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
  • формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян;
  • развитие и поддержка молодёжных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодёжи.

Основными видами работы по реализации указанных направлений являются:

  • развитие и поддержка общественных организаций и молодёжных объединений;
  • формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодёжи в регионах России и за рубежом;
  • привлечение молодёжи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодёжного спорта, туризма и досуга молодёжи.

В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки молодёжных инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе, почувствовать себя причастным к реализации государственной молодёжной политики.

Проект «Доброволец России» адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет, живущему в Российской Федерации. Проведение в 2009 году в Российской Федерации Года молодёжи содействовало дальнейшему созданию условий для реализации профессиональных и творческих возможностей молодых людей, пропаганде нравственности и здорового образа жизни, воспитанию гражданской ответственности и распространению идеалов мира и взаимопонимания между народами.

Таким образом, в контексте реализации приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и государственной молодёжной политики добровольчество и, в частности, молодёжное добровольчество, является важнейшим инструментом создания условий для повышения степени вовлечённости молодых граждан в общественно-политические и социокультурные отношения, увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.

Одной из важнейших задач государственной политики является формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи, обладающей лидерскими навыками.

Существенным толчком в практическом развитии молодёжного добровольчества стал 2009 год - Год молодежи, целью которого являлось развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, её активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. А на перспективу до 2018 года точками роста добровольчества являются общественно значимые мероприятия и программы, связанные с подготовкой проведения в России крупных международных спортивных и общественно-политических событий (Саммит АТЭС - 2012, Олимпиада «Сочи-2014», Универсиада - 2013, Татарстан, Чемпионат мира по футболу - 2018).

Необходимость формирования системного подхода к вовлечению подростков и молодёжи в добровольческую деятельность, как составной части учебно-воспитательного и образовательного процессов, является одной из форм организации общественно полезного досуга, что подтверждено международными исследованиями, согласно которым вовлечение их в добровольческую деятельность на 50% снижает риск их приобщения к формам асоциального поведения.

Таким образом, развитие молодёжного добровольчества является инструментом практического решения многих задач, способствующих созданию эффективных моделей развития,
формированию кадрового резерва, использованию созидательного потенциала молодёжи в интересах России. Краткий вывод.

Развитие молодёжного добровольчества является эффективным инструментом в реализации каждой из целей государственной молодёжной политики, отвечает задачам развития молодёжного лидерства, раскрытия творчества и талантов молодёжи (тема лидерства в молодёжной среде рассмотрена в отдельном разделе дальше).
Актуализируется задача создания качественно нового уровня развития молодёжного добровольчества, обеспеченного необходимым организационным, информационным, кадровым и ресурсным потенциалами.

Признается необходимость формирования системного подхода к вовлечению подростков и молодёжи в добровольческую деятельность, как составной части учебно-воспитательного, образовательного процессов и социализации молодёжи.

Одним из эффективных инструментов системного развития молодёжного добровольчества и задачей, требующей решения, является подготовка специалистов в области молодёжной политики, работающих в сфере молодёжного добровольчества, и подготовка молодых людей в качестве координаторов/организаторов добровольческой деятельности, лидеров добровольчества.

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ФАКТОР НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО И МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Для реализации масштабной стратегии, какой является модернизация страны, ставящей своей целью построение современной России, нацеленной на новый уровень качества жизни общества, устремлённой в будущее, занимающей достойные лидерские позиции в мире, необходимо решить не менее масштабную задачу - создать условия для миллионов граждан всех возрастов (фокус - молодёжь), желающих и готовых на добровольной основе быть активными участниками социальных преобразований.

Одним из эффективных путей содействия решению данной проблемы является системное развитие и поддержка добровольчества как действенный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении общих социальных проблем, ресурсом повышения эффективности работы НКО; развития территорий местных сообществ; позитивного развития молодёжи и человеческого потенциала в целом.

Обоснованием роли и места добровольчества в процессе модернизации, как механизма реализации государственной политики, являются обобщённые задачи и положения, содержащиеся в Посланиях Президента Российской Федерации, решению которых добровольчество может способствовать наиболее эффективно, включая следующие:

  • создание условий и возможностей для развития институтов гражданского общества; повышения эффективности деятельности некоммерческих благотворительных и социально ориентированных организаций; роста гражданского самосознания и реализации благородных устремлений граждан помогать нуждающимся людям;
  • воспитание молодёжи в духе гражданской социальной активности; нетерпимости к коррупции; стремления к достижению личного успеха как части общенациональной культуры страны;
  • создание стимулов, мотиваций и условий для здорового образа жизни молодёжи;
  • формирование общества свободных и ответственных людей;
  • укрепление ценностей и институтов демократии;
  • создание наилучших возможностей для того, чтобы каждый гражданин на деле мог реализовать свои знания, возможности, опыт;
  • создание возможностей для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своём посёлке или городе;
  • формирование и реализация социальной политики с учётом мнений и участием граждан, в целях повышения её эффективности;
  • развитие общественно-государственных консультаций;
  • взаимодействие и укрепление доверия между органами государственной власти, институтами гражданского общества, общественными группами и объединению их усилий в решении социальных проблем общества;
  • в системе образования: личностный рост, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание новой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;
  • приток в Россию инновационных технологий и передовых идей; формирование позитивного имиджа России и укреплении её лидерских позиций в мире.

Особое внимание в решении задач, определяющих высокое качество жизни, прежде всего, это улучшение здоровья, образования, культуры, экологии, отводится вопросам молодёжной, социальной, демографической политики и развитию человеческого потенциала. В соответствии с заявленными государственными приоритетами в центр социально-экономической политики России поставлены интересы человека, развития личностного роста молодёжи и улучшения качества жизни всего общества.

Успех достижения целей социально-экономического развития страны во многом будет зависеть от того, как Россия ответит на целый ряд новых вызовов и задач предстоящего периода, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Одним из важнейших вызовов, непосредственно связанных с молодёжью, как основным носителем инновационного потенциала развития страны,2 является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития».

Человеческий капитал, как правило, рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях,  или в более широком контексте как «совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом». Другими словами, в современном осмыслении понятие «человеческий капитал» определяется не только как результат знаний, полученных в системе образования, но и как результат реализации возможностей людей (умений, способностей, компетентностей) с точки зрения их капитализации в деятельности различных организаций, как институтов экономической и социальной деятельности.

«Развитие человеческого капитала невозможно без расширения возможностей выбора - круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Самыми элементарными предпосылками для человеческого развития являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни и обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества».

Следует отметить, что именно добровольчество является одним из эффективных инструментов развития и формирования человеческого капитала. С одной стороны, добровольчество, являющееся образовательной методологией для всех людей, получающих в ходе добровольческого труда новый опыт, знания, навыки, а с другой - как спланированный, управляемый и целенаправленный процесс, обеспечивает общественно полезную добровольческую занятость молодёжи, людей всех возрастов в организациях, учреждениях, использующих труд добровольцев, тем самым повышая эффективность их работы. Особая роль принадлежит молодёжному добровольчеству в системе образования. Признается, что организованное на всех уровнях и стадиях обучения добровольчество является методом формирования знаний и навыков подростков и молодёжи, создаёт условия для их активного участия в жизни общества.1

Краткий вывод.

Успех достижения целей социально-экономического, модер-низационного и инновационного развития страны имеет прямую связь с развитием добровольчества, в том числе молодёжного, как эффективного инструмента развития человеческого капитала, через создание благоприятных условий для реализации готовности людей быть активными участниками, причастными к происходящим переменам, осознающими свою значимую роль в процессах преобразований.

Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ

Добавить комментарий

Войти с помощью: