В качестве обобщающих выводов отметим:
1. Развитие системы стимулирования молодёжного добровольчества как элемента молодёжной политики и гражданского образования направлено на вовлечение молодёжи/подростков в общественно полезную добровольческую деятельность, предусматривающую систему стимулирования молодёжи к добровольчеству; обеспечение мероприятий признания молодёжи за добровольческий вклад в социальное и экономическое развитие общества. Направление реализуется через создание и функционирование региональной системы молодёжных добровольческих служб, программ, являющихся составной частью инфраструктуры поддержки и развития добровольчества. Развитие программ молодёжного добровольчества в системе образования предусматривается через механизмы гражданского образования и внеклассного воспитания, а в перспективе внедрение инновационного метода «Обучение служением», основанного на интеграции молодёжного добровольчества с образовательным процессом, являющегося компонентом учебно-воспитательного процесса, направленного на лучшее усвоение теоретических знаний учащимися и получение практических навыков в процессе добровольческого труда. Подробнее об инновационных методах читайте в источнике.
2. Развитие молодёжного добровольчества должно осуществляться в рамках общего системного подхода к развитию добровольческого движения в России и развития общественно-государственного партнёрства. Это включает создание и деятельность сети региональных и муниципальных добровольческих центров, обеспечивающих ресурсную поддержку по всему комплексу услуг для эффективной организации добровольческой деятельности в различных организациях, в частности, образовательных, на городском, муниципальном и областном уровнях. Совершенствование механизмов общественно-государственного партнёрства при решении социально значимых проблем и реализации социальной политики включает разработку документации, в т.ч. положений о региональном добровольческом центре, о местных добровольческих центрах, молодёжной добровольческой службе, о конкурсе «Доброволец года», др. Развитие молодёжного добровольчества в социуме должно предусматривать внедрение и реализацию добровольческих программ семейного добровольчества (совместное участие членов семей в добровольческой деятельности) и корпоративного добровольчества (применительно к молодёжи - это вовлечение молодых сотрудников компаний в добровольческую деятельность местных сообществ).
3. Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере молодёжной добровольческой деятельности. Профессиональная подготовка специалистов в области молодёжного добровольчества может быть наиболее эффективно осуществлена посредством создания постоянно действующего информационно-консультационного и образовательного механизма (ресурсного центра развития добровольчества), осуществляющего разработку и проведение обучающих курсов, проведение семинаров, тренингов для руководителей и специалистов, работающих в сфере молодёжного добровольчества, в т. ч. из числа организаторов работы с молодёжью. Поддержка и постоянное обновление (совершенствование) системы образовательного процесса по подготовке специалистов по управлению добровольческими ресурсами, формирование корпуса профессиональных сертифицированных тренеров в сфере молодёжного добровольчества.
4. Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики молодёжного добровольчества в обществе. В их числе:
- создание механизмов поощрения молодых добровольцев и организаторов добровольческой деятельности, чей опыт по конкретным направлениям развития добровольчества признается лучшим;
- сбор, обобщение и распространения лучших примеров, инновационных технологий и методов, опыта и практики, имеющихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Данное направление реализуется через освещение добровольческой деятельности в средствах массовой информации и использование социальной рекламы; проведение конкурсов, форумов, конференций, «круглых столов» по тематике молодёжного добровольчества; областных и общероссийских добровольческих акций (Весенняя неделя добра, Международный день добровольцев).
5. Организация единой системы учёта и измерения эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев, в частности, молодых добровольцев, в социальное и экономическое развитие. Данное направление реализуется путём разработки критериев оценки и методов определения социально-экономической эффективности добровольческого труда, применяемых в международной практике и в России подходов, основанных на методиках учёта количества пожертвованного добровольцами времени, выраженного в финансовом эквиваленте, исходя из среднечасовой ставки оплаты труда.
6. Финансовые механизмы, позволяющие стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив, администрирования молодёжных добровольческих проектов. Данное направление осуществляется в соответствии с ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетные направления привлечения добровольцев к участию в социально ориентированной деятельности и развития гражданского общества. Это предполагает бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных источников, пожертвований и других источников, не противоречащих российскому законодательству
7. К основным результатам реализации системного подхода поддержки и развития молодёжного добровольчества относятся:
- развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив в субъектах Российской Федерации;
- обеспечение системности и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
- повышение добровольческой социальной и общественной активности молодёжи на местном региональном и федеральном уровнях в социально ориентированных областях деятельности;
- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы потенциальным добровольцам, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
- разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в учебных учреждениях и молодёжных организациях, как результат - обеспечение условий для вовлечения молодёжи в социальную практику, повышение социальной активности молодёжи, создание условий социализации, общественно полезного и здорового досуга подростков и молодёжи. В целом - содействие реализации государственной молодёжной политики;
- укрепление потенциала молодёжных общественных объединений и поддерживающих молодёжь организаций и образовательных учреждений в развитии программ молодёжного добровольчества;
- формирование корпуса подготовленных специалистов в сфере развития молодёжного добровольчества;
- продвижение в молодёжной среде добровольчества, как стиля здорового образа жизни каждого молодого человека;
- вовлечение трудовых добровольческих ресурсов молодёжи в решение социальных проблем местных сообществ;
- повышение осведомлённости молодёжи о ценностях и практики добровольчества;
- тиражирование и распространение накопленного опыта и лучших практик в сфере молодёжного добровольчества в регионы России.
Долгосрочные результаты:
- создание эффективной инфраструктуры поддержки и развития молодёжного добровольчества, что обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлечённости молодёжи, граждан всех возрастов - жителей территорий в многообразную социальную практику и достижение целей государственной молодёжной политики;
- рост доверия, укрепление сотрудничества между населением, институтами гражданского общества и органами государственной власти при совместном решении социально значимых проблем;
- формирование в молодёжной среде основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры здорового образа жизни;
- повышение качества жизни в Российской Федерации.
Обобщающие выводы. Анализ возможностей и инструментов вовлечения молодёжи в социальную практику через создание условий для участия в добровольческой деятельности подтверждает, что развитие и поддержка молодёжного добровольчества является одним из эффективных механизмов формирования здорового образа жизни молодого поколения. Вместе с тем, реализуемые в регионах молодёжные инициативы, а это, как правило, молодёжные добровольческие акции, вовлекают лишь ограниченное число подростков и молодёжи от общего количества молодёжи.
Для решения масштабной задачи вовлечения молодёжи, как активных ответственных участников жизни общества, необходим системный подход к развитию молодёжного добровольчества через построение эффективной действующей инфраструктуры поддержке молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях и в социуме. Другими словами необходим переход от методов прямой поддержки молодёжи к методам развития ресурсного потенциала молодёжи в интересах страны, что в свою очередь потребует формирования, устойчивого функционирования и ресурсного обеспечения поддержки молодёжного добровольчества, как взаимосвязанных компонентов государственной молодёжной, социальной политики и политики в сферах образования и охраны здоровья.
К числу направлений поддержки молодёжного добровольчества на государственном и общественном уровнях могут быть отнесены:
- разработка и реализация конкретных программ и проектов поддержки молодёжного добровольчества (создание молодёжных добровольческих программ в школах, вузах, по месту жительства, молодёжных и работающих с молодёжью организациях);
- создание системы стимулов, обеспечивающих признание роли добровольчества среди молодёжи и вознаграждение за её участие в работе на добровольных началах;
- работа со средствами массовой информации для позитивного освещения молодёжного добровольчества, что позволит сформировать положительный имидж молодёжи как важнейшего ресурса общества.
- обучение преподавателей школ, вузов и лидеров НПО эффективным методам администрирования/управления молодёжными добровольческими проектами и программами.
- проведение исследований, разработка и внедрение инновационных молодёжных добровольческих программ.
Решение данных задач нацелено на создание условий и возможностей для каждого подростка и молодого человека прямого доступа к участию в добровольческой деятельности, что в свою очередь обеспечит их участие в различных видах социальных практик, а по сути - в процессах социально-экономического и модернизационного развития страны.
Реализация задач системного развития молодёжного добровольчества, как необходимой составляющей государственной молодёжной политики позволит привлечь огромный потенциал и ресурс самой молодёжи к реализации задач молодёжной политики, сделав её значимым субъектом социально экономического и инновационного развития страны. Одновременно, создание условий свободного доступа молодёжи к добровольческой деятельности, будет способствовать решению важнейшей задачи государства по привитию с детских лет ценностей общественного служения, укоренению в молодёжной среде таких фундаментальных ценностей, как гражданственность, свобода выбора, справедливость, честность, солидарность, ответственность в решении стоящих перед страной задач.
В конечном итоге продуманная и хорошо разработанная государственная политика в области поддержки молодёжного добровольчества, одновременно будет служить действенным инструментом реализации государственной политики в области занятости, социальной защиты, способом раскрытия мобилизационного потенциала молодёжи в интересах России.
Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ