«Развитие добровольчества:
- создает возможности для каждого молодого человека быть лидером посредством добровольного служения обществу
- создает возможности приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе»
Из Всеобщей декларации добровольчества:
Одной из важнейших задач Государственной молодёжной политики в целях формирования необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями, является формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодёжи.
Во всех международных документах, касающихся добровольчества, отмечается особая роль молодёжного добровольчества в реализации молодёжной политики и содействии образованию. Системное развитие молодёжного добровольчества - это эффективный способ вовлечения молодёжи в социальную практику через создание для детей и молодёжи условий свободного доступа к добровольческой социальной деятельности.
Молодёжное добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодёжи интеллигентными, честными, высокообразованными и социально ответственными личностями.
Системная поддержка молодёжного добровольчества является способом:
- личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи;
- патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи;
- приобретения новых знаний и навыков;
- совершенствования профессиональных компетенций;
- формирования здорового образа жизни.
Концепция добровольчества, как стратегии развития лидерства исходит из того, что добровольчество и лидерство находятся в тесной взаимосвязи (корреляции). Это означает, что реализация задач развития добровольчества решает задачу развития лидерства в молодёжной среде.
Как правило, приобретение лидерского опыта молодого человека начинается с участия в добровольческих акциях, затем -освоения опыта участия в организации мероприятий и акций, который постепенно может трансформироваться в деятельность по разработке и руководству добровольческими проектами, координацию добровольческих усилий. Во многом формирование лидерских качеств молодёжи в силу целого ряда их личностных качеств и мотивационных установок происходит именно благодаря тому, что молодые люди становятся волонтёрами. В ходе волонтёрской деятельности они расширяют круг и среду общения, осваивают опыт руководства добровольческими проектами, работой общественных организаций с базовыми компонентами программ развития добровольчества.
Добровольческая деятельность как пространство социализации и развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтёрской деятельности молодые люди осваивают:
- новые социальные роли;
- способы социального и профессионального поведения;
- социальные и профессиональные виды деятельности.
Активная добровольческая деятельность развивает у молодёжи необходимые жизненные навыки и профессиональный опыт, умение заинтересовать и организовать других волонтёров, научиться взаимодействовать с другими людьми и организациями, находить поддержку партнёров и спонсоров, государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности молодые люди расширяют своё видение, развивают свой интеллектуальный уровень, реализуют возможность воплощения своих творческих планов и лидерского потенциала.
Особая роль в формировании лидерских качеств принадлежит социальному проектированию, а именно через получение навыков как получение навыков разработки своего добровольческого проекта, объединение усилий с единомышленниками для совместной разработки и реализации проекта, что способствует повышению социальных компетенций и развитию навыков и умений добровольца.
Повышение лидерских компетенций добровольца:
- умение найти контакт с разными типами людей;
- профессиональный опыт;
- диалог со сверстниками и между поколениями
- способность применять на практике собственные знания, таланты и умения
- повышение гражданской и правовой грамотности
- ориентация в окружающем мире. Развитие навыков и умений:
- командная работа;
- планирование;
- проектирование;
- принятие решений;
- лидерское видение;
- креативность;
- структурирование и оптимизация.
Проведённые среди молодых российских добровольцев исследования подтверждают, что важными мотивами молодёжи для участия в добровольческой деятельности являются: желание быть социально полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, реализовать через добровольческое действие свою собственную инициативу, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно провести досуг, найти друзей. По мнению участников многих добровольческих мероприятий, молодёжное добровольчество является важным способом формирования здорового образа жизни и укрепления духовно-нравственного потенциала российской молодёжи.
Факторы влияния системного развития добровольчества на формирование лидерских качеств молодёжи.
Создание условий и возможностей для добровольческой деятельности молодёжи:
- открывает каждому молодому человеку дорогу для развития лидерских качеств и реализации своего лидерского потенциала;
- способствует решению задач развития личности молодого человека как руководителя/организатора (проекта, группы, организации);
- создаёт возможности для участия молодёжи в интересной для них работе, приобретения в ходе её осуществления полезного опыта, который поможет молодым людям выстроить свою будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь;
- создаёт условия и возможности для каждого молодого человека проявить свои лучшие качества и способности, появляется возможность оценить себя и результаты своей работы;
- способствует профессиональному становлению молодёжи, формированию гражданской социальной ответственности.
- позволяет реализовать возможности молодого человека сделать добровольчество органичной частью жизни (стилем жизни) на всех уровнях обучения или досуга.
В целом, системное развитие молодёжного добровольчества способствует созданию таких местных сообществ, которые становятся местом, где теория, полученная молодыми людьми в образовательном учреждении, получает свой практический выход в реальной жизни.
Некоторые выводы, обосновывающие влияние добровольчества на формирование лидерских качеств молодёжи:
- Учитывая, что волонтёром может стать любой молодой человек или подросток, вкладывая по доброй воле своё время, энергию или таланты в улучшение окружающей жизни, решение проблем общества, становится очевидным, что создание условий и возможностей для добровольческой деятельности открывает ему дорогу для развития лидерских качеств и реализации своего лидерского потенциала.
- Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях и в социуме решает задачу развития личности молодого человека как руководителя/организатора (проекта, группы, организации).
- Программы поддержки и стимулирования молодёжного добровольчества создают возможности предоставления для молодёжи интересной работы, приобретения в ходе её осуществления полезного опыта, который поможет молодым людям выстроить свою будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь.
- В сообществах работа с детьми, подростками, молодёжью выстраивается таким образом, что она включает добровольческую деятельность как органичную часть жизни молодого человека на всех уровнях обучения или досуга. В этом случае данные сообщества становятся местом, где теория, полученная в образовательном учреждении, получает свой практический выход в реальной жизни.
Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ