По данным Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) - ведущей в мире международной неправительственной организации в сфере добровольчества, современная модель «добровольческих движений» в том или ином виде имеет место более чем в 80 странах мира. В наиболее развитом виде модели добровольческого движения представляют собой эффективную систему (инфраструктуру) поддержки добровольчества, посредством которой создаются благоприятные условия осуществления добровольческой деятельности. В совокупности добровольческие движения состоят из следующих элементов:
- а) концептуальная основа, обосновывающая роль добровольчества в обществе и целенаправленные общественно-государственные усилия с целью популяризации идеи добровольчества среди населения;
- б) специализированные организации, способствующие развитию добровольчества - локальные, региональные, национальные добровольческие центры;
- в) активно действующие НКО в решении тех проблем, которым посвящена их деятельность;
- г) опытные руководители и специалисты добровольческих центров, общественных организаций, социальных служб, профессионально владеющие методологией привлечения добровольцев и управления добровольческими ресурсами в организации;
- д) система обучения и обмена информацией;
- е) финансовые механизмы и иные источники, обеспечивающие устойчивую работу добровольческих центров: государственное финансирование, пожертвования в виде материальных, финансовых и людских (работа на общественных началах) ресурсов, оказание платных услуг.
При активной государственной поддержке во многих странах созданы национальные добровольческие центры, которые работают в тесном взаимодействии с сотнями региональных и локальных добровольческих центров, мобилизуя усилия миллионов добровольцев по всей стране, сплачивая общество для решения общественных проблем. Через опыт создания добровольческих центров прошли экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Новая Зеландия, Канада и др., (в Японии более 3300 ДЦ, созданных в каждом муниципалитете, в США и Великобритании - более 400, в Новой Зеландии - более 100).
Отметим, что, как и во многих экономически развитых странах, где добровольчество признается и ценится и государством, и обществом, в России наблюдается появление элементов современного добровольческого движения в различной степени их развитости. В ходе российской практики постепенно складывается модель инфраструктуры поддержки добровольчества, ключевым элементом которой является сеть специализированных организаций - добровольческих центров, действующих на местном, региональном и федеральном уровнях.
Важной предпосылкой системного развития добровольчества в Российской Федерации, является тот факт, что в ряде регионов (Тверская область, Санкт-Петербург, Москва, Самарская область (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск), Липецкая, Пермская области, Республики Татарстан, Карелия, и др.) накоплен позитивный опыт создания условий для активного участия граждан в общественно значимой добровольческой деятельности.
Вместе с тем, продолжает сохраняться значительный разрыв между уровнем вовлечённости граждан в добровольческую деятельность и их готовностью к участию на добровольных началах. Согласно данным всероссийского обследования НКО1, общий уровень вовлечённости в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в пересчёте на полную занятость составил 0,43% от численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике, что в 3-17 раз меньше показателей ведущих экономически развитых стран.
2 В 2008 году уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике) при работе добровольцев 26 часов в месяц.
Таким образом, актуальность системного развития и поддержки добровольчества на государственном и общественном уровнях подтверждается с одной стороны задачами социально-экономического развития страны, а с другой - готовностью миллионов российских граждан быть активными участниками решения социально значимых проблем общества.
Решение проблем, обуславливающих недоиспользование потенциала добровольчества (волонтерства), позволит создать реальные условия для молодёжи, граждан всех возрастов быть активными участниками процессов, обеспечивающих новое качество жизни; повысить доверие общества к государству; будет способствовать дальнейшей консолидации общественно-государственных усилий для достижения целей социально-экономического развития и модернизации страны.
Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ