Одним из важнейших факторов становления демократического правового государства является развитие гражданского общества, основу которого составляет сознательное добровольное участие граждан в общественной жизни страны. В практическом измерении это означает, что уровень развития гражданского общества, укрепление гражданственности, преодоление бедности и решение многочисленных социальных проблем напрямую зависят от степени вовлечённости граждан в общественно полезную деятельность на добровольных началах (добровольческую деятельность).
На международном уровне и в России все больше осознаётся тот факт, что системное развитие и поддержка добровольчества - признанный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении общих социальных задач. Развитие добровольчества является инструментом практического решения многих задач, способствующих созданию эффективных моделей развития, реализации государственной социальной и молодёжной политики, формированию кадрового резерва, использованию созидательного потенциала молодёжи в интересах России. Добровольчество как деятельность, основанная на идеалах добра и созидания, способно внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни; воспитания подростков и молодёжи как ответственных членов общества; снижения барьеров разобщённости, укрепления доверия и сотрудничества между всеми секторами общества. Посредством добровольчества граждане, осознавая свою личную ответственность за судьбу страны, за настоящее и будущее поколений, вносят вклад в решение социально значимых проблем общества, создавая в суммарном выражении огромный и бесценный ресурс - социальный капитал.
Через получение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности, особенно у молодёжи, формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни. Международным сообществом признано, что добровольчество - это первичный механизм, через который люди получают навыки демократии и участия в принятии решений.
Уникальность и перспективность добровольчества как стратегического и весьма экономичного ресурса, позволяющего получать существенную общественную и экономическую прибыль, имеет вполне определённый потенциал в качестве инструмента социального и экономического развития, способствующего достижению целей и задач модернизации страны.
Организацией Объединённых Наций принят ряд специальных резолюций о роли и значении добровольчества как основы для построения гражданского общества, достижения Целей развития Тысячелетия. Учитывая уникальность этого социального феномена, Организация Объединённых Наций в своих рекомендациях призывает активизировать общественно-государственные усилия для поддержки и развития добровольчества в мире.
Сегодня уже трудно представить человеческую деятельность, в которой добровольческий труд не может быть использованным. В то же время знакомство с ситуацией и тенденциями в разных странах мира показывает различный уровень развития добровольчества, степень его осознания и признания государством и обществом. В каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень её развития и поддержки обусловлены своими историческими, социальными, культурными, политическими и экономическими факторами. Различия варьируются от хорошо развитой системы поддержки и стимулирования добровольчества в одних странах и до полного её отсутствия в странах, где эти процессы только начинают получать развитие.
В целом, как и во многих экономически развитых странах, где добровольчество признается и ценится государством и обществом, в России наблюдаются тенденции развития современного добровольческого движения. В данном контексте развитие системы управления добровольчеством следует рассматривать как одно из ключевых направлений развития человеческого потенциала, эффективный инструмент укрепления гражданского общества, важнейший ресурс деятельности организаций некоммерческого сектора.
Приведённые утверждения базируются на анализе современного российского и международного опыта, подтверждающего, что добровольчество играет ключевую роль в мобилизации общественной инициативы, служит эффективным инструментом самоорганизации и способом социальной консолидации государства и общества.
За последние несколько лет в России благодаря совместным общественно-государственным усилиям сформированы основы государственной политики по содействию развитию и поддержке добровольчества. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики. В 2009 году Правительством Российской Федерации одобрена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р).
Обусловленное многообразным опытом нашей страны общественное сознание постепенно меняется в пользу новых тенденций, формирующихся в обществе: потребность граждан не только получать от государства услуги и помощь, но посредством добровольчества посвящать часть своего личного времени, сил, знаний, талантов и энергии на пользу другим людям и обществу.
Об актуальности системного развития добровольчества в России свидетельствует, что Президент Российской Федерации В.В. Путин подтверждает необходимость того, чтобы «большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить своё внимание, своё время, свои усилия на участие в процессе управления».
Становится очевидным, что реальное повышение качества жизни общества - одна из важнейших целей модернизации, непосредственно зависит от того, насколько общество будет сплочено, консолидировано и вовлечено в достижение общенациональных целей.
Чтобы реализовать столь масштабную стратегию, какой является модернизация страны, необходимо решить не менее масштабную задачу - создать условия для миллионов граждан, желающих и готовых быть активными участниками социальных преобразований. В России лишь 3,02% от численности граждан экономически активного населения вовлечено в добровольческую деятельность организаций некоммерческого сектора1, в то время как более 49%2 граждан выражают готовность к участию в деятельности на добровольной основе. Таким образом, актуализируется необходимость преодоления существенного разрыва между крайне низким уровнем социальной активности граждан в деятельности НКО и высокой степенью их готовности к участию на добровольных началах в социальных переменах.
Для того чтобы добровольчество смогло стать эффективным инструментом инновационного и модернизационного развития, в числе совокупности мер должно быть предусмотрено создание эффективной системы (инфраструктуры) поддержки и стимулирования добровольчества, для успешного функционирования которой необходимы прочная методологическая и институциональная основа, правовое поле, организационный и ресурсный потенциалы. Решение данной задачи потребует выхода на новый уровень общественно-государственного взаимодействия и сотрудничества по созданию условий, обеспечивающих последовательный рост добровольческого участия граждан в решении социально значимых задач страны.
В работе рассматриваются актуальные вопросы развития добровольчества в мире и в России. Настоящим изданием продолжается ряд публикаций, посвя-щённых развитию и продвижению идей, ценностей и практики добровольчества в России.
Издание осуществлено в рамках Программы «Добровольчество: территория партнёрства», реализуемой Благотворительным фондом «Московский дом милосердия» (Российский центр развития добровольчества) в более 10 регионах России в сотрудничестве с добровольческими центрами, организациями, образовательными и социальными учреждениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации по итогам конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Пособие представляет собой доработанный вариант электронной версии, первоначально изданной (на CD) в декабре 2012 года для распространения среди участников IX Общероссийской Конференции по добровольчеству.
Особую признательность выражаем Кенну Аллену, первым из ведущих международных экспертов по добровольчеству посетившему Россию в 1991 году и с тех пор постоянно оказывающему внимание и поддержку лидерам добровольческого сообщества с целью содействия развитию российского добровольческого движения.
Отзывы, предложения и замечания будут с благодарностью приняты и учтены в последующих изданиях.
Источник: Бодренкова Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике». // Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества»). Публикации оригиналов на сайте http://Добровольчество.РФ